Аналитика пользователей
Как мы делали открытый курс по аналитике
Цель была простая – рассказать всем желающим об основных понятиях и методах аналитики и показать, как использовать эти знания на реальных проектах. Как нам это удалось – читайте ниже.
Мы в devtodev активно занимаемся просвещением по теме аналитики веб- и мобильных приложений – например, проводим бесплатные вебинары по основным темам (они выложены на нашем канале в Youtube). После года вебинаров мы подумали, что пора бы объединить их в один большой курс, ведь слушатель вебинара получает знания по единственному конкретному вопросу, но не видит полной картины основных методов аналитики. Поэтому в начале апреля мы запустили открытый курс «Аналитика веб- и мобильных приложений: от простого к сложному». Цель была простая – рассказать всем желающим об основных понятиях и методах аналитики и показать, как использовать эти знания на реальных проектах. Как нам это удалось – читайте ниже.
План и подготовка
Курс был рассчитан на месяц, и мы запланировали восемь лекций:
- Лекция № 1. Зачем нужна аналитика? Как принимать решения, основываясь на данных.
- Лекция 2. Как получить больше пользователей за те же деньги? Анализ трафика, активация и удержание.
- Лекция 3. Почему пользователи не делают того, что я от них хочу? Сегментация пользователей, события и воронки.
- Лекция 4. Как вернуть пользователя? Коммуникация с пользователем: push-уведомления и рассылки.
- Лекция 5. Что будет, если перекрасить одну кнопку? Эксперименты и A/B-тесты.
- Лекция 6. Как перейти от гадания к прогнозам? Lifetime Value, его измерение и применение.
- Лекция 7. Я всё проанализировал, как рассказать об этом коллегам? Анализ изменений в проекте и визуализация результатов.
- Лекция 8. Как мне улучшить МОЙ проект? Практическое занятие с разбором реальных проектов, включая проекты слушателей.
Для последнего занятия мы просили слушателей присылать свои проекты. Из всех присланных мы выбрали 4 самых интересных и провели их полный анализ. Как получилось – можно посмотреть здесь.
Чтобы сделать курс более живым и практически применимым, мы приглашали гостей-экспертов. В лекциях приняли участие Дмитрий Радковский (инди-разработчик, mail.ru, Rambler Games), Роман Епишин (Enaza, Playkey, Танки Онлайн), Дмитрий Дерябин (Derivco, Xsolla, Sega), Александр Штаченко (iLogos, progamedev.net), Евгений Гильманов (Танки Онлайн), и каждый из них рассказал интересные аналитические кейсы из своей практики.
Геймификацию тоже никто не отменял, поэтому мы решили, что каждый, кто дойдет до конца и успешно сдаст финальный тест, получит сертификат от devtodev. Вероятно, это сыграло свою роль – слушатели были заинтересованы и в том, чтобы получить знания, и в том, чтобы подтвердить их сертификатом.
Собрать аудиторию на курс нам помог тест «Можно ли доверить вам развитие проекта?». Он получился интересным, казуальным, универсальным и быстро разлетелся по каналам. На момент написания статьи его прошло 8156 человек. Вне зависимости от результатов теста, в конце пользователь получал приглашение записаться на курс. Всего же мы получили более 1400 заявок на участие, впрочем, половина из зарегистрировавшихся так и не пришла ни на одну лекцию.
Мы долго решали, в какое время проводить лекции: утром, днём или вечером; а если вечером, то во сколько?. В итоге остановились на 18:00 по Москве, и даже опрос участников подтвердил, что это время всех вполне устроило. После первых занятий мы получили письмо из Хабаровска: слушательница благодарила нас за курс и говорила, что не спит из-за него ночами.
Итак, курс начался 4 апреля 2016 года, на первую лекцию зарегистрировался 541 человек, из них 324 человека пришли на лекцию. Изначально мы не планировали выкладывать запись лекций, чтобы стимулировать живое общение во время вебинара. Однако в первый же день нас так часто просили выложить видео, что мы поддались и стали размещать видео после каждой лекции. Это, конечно, сократило онлайн-посещаемость вебинаров, зато увеличило количество слушателей, потому что каждый стал волен сам выбирать время для просмотра. После окончания курса мы скрыли часть лекций, однако некоторые можно посмотреть и сейчас.
Интересный эффект – слушатели попросили создать какое-нибудь место для общения, чтобы обмениваться мнениями о курсе и обсуждать любые вопросы об аналитике приложений. Как же это прекрасно, когда комьюнити организуется самостоятельно! Мы создали группу «Все об аналитике приложений» в facebook и, кстати, приглашаем вас туда. Группа остается жить без привязки к конкретному курсу – скорее, это место для классных ссылок по теме, вопросов и обмена опытом.
Немного о статистике
Всего курс (хотя бы одну лекцию) посетили 561 уникальных пользователей. В среднем на одной лекции было 212 пользователей.
На графике – регистрации и количество посещений каждой лекции.
Заметьте, посещаемость второй лекции была выше, чем первой. Когда нас спросили, какой у курса retention, мы гордо ответили: «Больше ста процентов».
Наибольший отвал посещений происходил после второй («Анализ трафика») и после пятой («A/B-тесты») лекций. Провал после второй лекции мы объясняем тем, что стали выкладывать видео, и смотреть вебинар онлайн стало не обязательно.
Провал после пятой лекции объясняется тем, что в курсе «Аналитика веб- и мобильных приложений: от простого к сложному» началась фаза «к сложному». На пятой лекции мы говорили про статистическую значимость, t-тесты, хи-квадраты и логнормальное распределение – скорее всего, это отпугнуло часть пользователей. Справедливости ради скажем, что эта лекция была, пожалуй, самой сложной из всех восьми.
Что дальше? Будет ли продолжение?
Будет! Мы получили прекрасный опыт, познакомились с новыми людьми и просто обязаны повторить успех. Мы планируем ещё раз провести ту же программу, но на английском языке, а затем готовиться к новому циклу лекций. Пока мы не определили, какой будет новая программа, но однозначно она будет а) интересной, б) практически применимой. Обратная связь только приветствуется, и мы будем рады узнать ваши пожелания к следующему курсу.
А напоследок мнение одного из слушателей, которое стало для нас отличной наградой:
На днях закончился курс по аналитике от devtodev, который вел Василий Сабиров — ведущий аналитик компании.
Во-первых, хотелось бы лично поблагодарить Василия за потраченное на нас (слушателей) время, за весь подготовленный материал, организацию и всех гостей, участвовавших в проведении лекций.
Лично для себя узнал много всего нового, хоть я и не был новичком в этом поле — более того, имел неплохой бэкграунд в аналитике мобильных/социальных игр. Еще закрепил старое да и вообще отлично провел время.
Во-вторых, хотелось бы отметить профессионализм и в целом подход к подаче материала. Что касалось презентаций Василия, то все было понятно и если оставались вопросы — на них отвечали, это очень важно.
В-третьих, несмотря на то, что все это мероприятие проводилось с бэкграундом аналитической площадки — рекламы не было. Т.е. подавалась чистая информация, основанная не на конкретной платформе, а с подбором кейсов различных проектов и случаев, не относящихся к devtodev напрямую. Да и вообще о платформе говорилось мало, для этого выделили отдельную лекцию в самом конце курса и рассказали все подробно, а не перемежали весь курс с водой. Это было прямо скажем, очень приятно. И последнюю лекцию о площадке так же посмотрел с удовольствием.
Думаю теперь над вариантами внедрения. Пока на стадии замысла.
Как-то так, господа. Если вам когда-то попадется на глаза курс лекций от Василия Сабирова, то, думаю, вам непременно стоит обратить на него внимание. Если даже вы гуру аналитики, то просто перенять немного чужого опыта тоже будет полезно.
А еще выдадут сертификат о прохождении курса. Приятно)
Спасибо еще раз, успехов вашей площадке, ждем новых курсов!