Connect with us

Интервью

Музыкальный поток: стриминг музыки в России

Потоковая музыка медленно, но верно замещает цифровые продажи. iTunes падает второй год подряд, на замену дорогим покупкам приходят Spotify, Google Play Music, Pandora. Как обстоят дела с потоковой музыкой в России, насколько она востребована в нашей стране? Мы поговорили с ключевыми игроками рынка и попытались определить настоящие проблемы и будущее музыкальной отрасли.

AppTractor

Опубликовано

/

     
     

Потоковая музыка медленно, но верно замещает цифровые продажи. iTunes падает второй год подряд, на замену дорогим покупкам приходят Spotify, Google Play Music, Pandora. Как обстоят дела с потоковой музыкой в России, насколько она востребована в нашей стране? Мы поговорили с ключевыми игроками рынка и попытались определить настоящие проблемы и будущее музыкальной отрасли.

Zvooq

Zvooq

Продажи цифровой музыки падают, а популярность потокового вещания растет. С чем, по вашему мнению, это связано?

Вместе с повсеместным распространением мобильных устройств — смартфонов и планшетов — мы наблюдаем, как меняются предпочтения пользователей, характер потребления контента. Есть смещение интереса в сторону мобильного контента, в том числе использования музыкальных стриминговых сервисов. Эта тенденция в ближайшие несколько лет сохранится.

Как будет развиваться потоковое вещание в будущем? Потенциал только в наращивании базы или скорее в экосистеме (заказ билетов, хабы для музыкантов для прямого контакта со слушателями, улучшение механизма рекомендаций)?

Наращивание аудитории не может быть самоцелью для дальнейшего развития проектов. Мы видим особый интерес у пользователей к предоставлению им сервисных услуг в одном месте, поэтому дальнейшее развитие уже созданной нами единой экосистемы — это задача №1, которая стоит сегодня перед Zvooq.

Пользователи нуждаются не просто в музыке, для этого у них есть iTunes и другие проекты, где поштучно можно приобрести себе музыкальные новинки, рингтоны и прочее. Мы убеждены, что российская аудитория готова платить не за контент как таковой, а за сервис, созданный для комфортного потребления этого контента. Что из себя представляет такой сервис? Это уже реализованная возможность слушать музыку сервиса Zvooq: редакторские плейлисты, отдельные треки и альбомы, — составлять собственные музыкальные подборки бесплатно через стриминг (по рекламной модели). При желании любой зарегистрированный пользователь сможет оформить подписку Zvooq+, которая позволит скачивать понравившиеся треки и плейлисты, а также прослушивать их в дальнейшем без подключения к Интернету. Помимо этого, запуск freemium-модели позволит созданной экосистеме сервиса обеспечить платформой с легальной музыкой социальные сети, телеком-компании и производителей мобильных устройств. В будущем мы планируем расширить функционал для пользователей, позволив покупать прямо в нашем сервисе билеты на музыкальные фестивали, концерты и многое другое.

Какие препятствия для распространения таких музыкальных сервисов чаще всего возникают на новых рынках? Например, рынок России? Как они будут решаться? В каких случаях проще отказаться от рынка или сильно отложить выход на него?

Традиционно в России легальное использование музыки не пользовалось популярностью. Причиной тому явилось повсеместное пиратство и отсутствие у конечного пользователя привычки платить за цифровой контент, поэтому мы считаем, что модель поштучных покупок в России не работает. Пользователи нуждаются, прежде всего, в сервисе, но у многих людей нет понимания, что из себя может представлять подписка на такой музыкальный сервис. Российским потребителям зачастую нужно больше времени на то, чтобы понять, за что они платят. В случае с музыкальным сервисом Zvooq мы не принуждаем наших пользователей в обязательном порядке платить за наш сервис — для этого мы даем им возможность пользоваться Zvooq бесплатно (по рекламной модели), тем самым предоставляя им свободу выбора. А если в дальнейшем они захотят получить расширенный функционал сервиса, то могут в любой момент оформить подписку Zvooq+, куда входит не только возможность прослушивать редакторских плейлистов, но и легально слушать контент без интернета всегда и везде. Данная модель позволяет эффективно работать со всеми партнерами и нашими правообладателями. Выходы на любые рынки также должны быть экономически обоснованы: получить права не так сложно, если ты знаешь, что можешь заработать на этом. В будущем мы бы хотели масштабировать сервис, безусловно.

Statista-Infographic_1982_music-streaming-services-in-the-united-states-

Как вы пришли к вашей бизнес-модели? Изначально ли планировалось работать именно в формате free/subscription или же приходилось что-то менять/рисковать? Есть ли какие-то яркие плюсы и минусы для вас?

Сервисы музыки не самая новая или новаторская штука. Но, как мы видим, существующие легальные площадки, работающие по подписочной модели, охватывают запросы лишь малой части аудитории: для кого музыка является способом идентификации своих исключительных вкусов, по нашей оценке, это порядка 5% от общей аудитории. А чего же хотят остальные? Zvooq старается преобразовать рынок, показать что музыка не всегда цель. Люди слушают музыку, чтобы дополнить мир эмоциями и чувствами. И мы хотим помогать им при помощи нашего сервиса просто и удобно, буквально в один клик находить музыку для любой ситуации и настроения. Наша бизнес-модель позволяет зарабатывать на контенте правообладателям и в то же время предоставляет возможность пользователям слушать легальную музыку и бесплатно. Да, безусловно, чтобы это стало возможным кто-то должен за это заплатить. В нашем случае это компании-рекламодатели, чья аудиореклама есть в нашем сервисе. И мы понимаем, что реклама будет приемлемой не для всех, чтобы ее не слушать необходимо будет оплатить подписку. Мы также открываем для пользователей новых исполнителей и музыку, предлагая редакторские подборки. Большая часть людей, как я, к примеру, не особенно разбирается в музыке, и всегда испытывает сложности с тем, чтобы послушать что-то новое. Для такого большинства наш сервис — это одно из лучших решений.

Существует ли идеальное приложение для потокового вещания? Что бы вы изменили в своем?

Идеальных вещей вообще не существует, каждая вещь способна решать ту или иную потребность в той или иной степени удобно. Но члены нашей команды сами являются активными пользователями Zvooq. Мы включаем музыку по дороге на работу, продолжаем слушать ее во время работы и по дороге обратно. В данный момент сервис очень активно меняется и дорабатывается, так что в скором времени благодаря нему многим станет просто и удобно слушать музыку и добавлять ее в жизнь.

Яндекс.Музыка

yandex-music

Как вы оцениваете рынок легальной музыки в России? Какие ключевые события на нем произошли за год?

В этом году для нас главное событие — это перезапуск Яндекс.Музыки. Мы перестали быть просто каталогом для хранения любимых треков с удобным поиском. Мы стали рекомендательным сервисом, который каждый день предлагает новую музыку, опираясь на индивидуальные музыкальные предпочтения пользователей. Вслед за веб-сервисом обновились мобильные приложения для iOS и Android, и вышло новое приложение для Windows Phone.

Что является главным препятствием для развития подобных продуктов в России?

Российский музыкальный рынок, безусловно, имеет свои особенности. С одной стороны, пиратские сервисы препятствуют развитию музыкальной индустрии в интернете, с другой — многие международные лейблы при рассмотрении вопросов о партнёрстве не учитывают особенностей регионального рынка. Несмотря на это, у легальных музыкальных сервисов есть своя аудитория.

Какие недостатки вы видите в существующих решениях? С какими трудностями вы столкнулись?

Во-первых, создание музыкального сервиса — сам по себе сложный процесс. Практически все мировые игроки до сих пор находятся на инвестиционной стадии. В России развитие музыкальной индустрии дополнительно осложнено: так исторически сложилось, что достать легальную пластинку или кассету было в разы сложнее, чем купить пиратский альбом.

Во-вторых, создать качественную систему рекомендации музыки – действительно сложно. Необходимо располагать большими объемами данных о том, какую музыку вместе с какой слушают пользователи. К счастью, за годы существования Яндекс.Музыки мы накопили огромный объем этих данных. А благодаря тому, что Яндекс – поисковая компания, которая обладает массой сложных технологий, нам удалось создать алгоритмы, которые, по нашим метрикам, хорошо справляются с задачей рекомендации музыки.

Как идет монетизация проекта?

Как и остальные музыкальные сервисы, Яндекс.Музыка находится в инвестиционной стадии. Но, тем не менее, уже приносит некоторый доход. Порядка 90% этих доходов приносит медийная и контекстная реклама, более 10% — платная подписка на мобильные приложения.

Как вы лицензируете музыку? Как происходит расширение коллекции? Есть ли какие-то нюансы, связанные с местным рынком?

Мы работаем с лейблами и агрегаторами авторских прав и принимаем в свой каталог только ту музыку, на которую у нашего партнёра есть 100% прав. Сейчас мы работаем уже с 200 партнёрами – ведущими мировыми лейблами, агрегаторами независимой музыки, российскими лейблами. Их каталоги регулярно пополняются. Многие мировые премьеры альбомов известных музыкантов и групп одновременно происходят и на Яндекс.Музыке. Кроме того, у нас есть партнёрская программа. С её помощью любой независимый музыкант может добавить свои произведения на сервис за пару дней.

Особенности местного рынка в том, что многие известные артисты не связаны обязательствами с лейблами или агрегаторами, с каждым из них мы договариваемся индивидуально.

Какие перспективы у российского рынка стриминга?

Развитие мирового музыкального рынка уже показало, что стриминговая модель более перспективна, чем a la carte. Очевидно, что российский рынок, пусть и с опозданием, будет следовать этой тенденции.

Google Музыка

Google

Как будет развиваться потоковое вещание в будущем? Потенциал только в наращивании базы или скорее в экосистеме (заказ билетов, хабы для музыкантов для прямого контакта со слушателями, улучшение механизма рекомендаций)?

Все эти идеи интересны. Как вы знаете, в этом году Google приобрел Songza, поэтому пользователи могут ожидать появления еще более релевантных рекомендаций в ближайшие месяцы, когда Songza интегрируется на новых рынках.

Какие препятствия для распространения таких музыкальных сервисов чаще всего возникают на новых рынках? Например, рынок России? Как они будут решаться? В каких случаях проще отказаться от рынка или сильно отложить выход на него?

Чтобы запустить любой сервис на новой территории, необходимо иметь соответствующие соглашения с музыкальными лейблами, издателями и collection societies. Этот процесс занимает много времени, но он важен для того, чтобы музыканты и исполнители получали справедливое вознаграждение за свою работу и талант.

Как вы пришли к вашей бизнес-модели? Изначально ли планировалось работать именно в формате free/subscription или же приходилось что-то менять, рисковать? Есть ли какие-то яркие плюсы и минусы для вас в вашей модели?

Google Play Music — это 3 сервиса в одном. Во-первых, это бесплатный сервис, позволяющий вам хранить всю свою музыкальную коллекцию в облаке. Бесплатно вы можете добавить до 20,000 песен и стримить их с битрейтом 320 КБ в секунду или слушать офлайн на любом Android или iOS устройстве. Другие облачные музыкальные сервисы просят оплату за прослушивание музыки, которая у вас уже есть, мы этого не делаем. Во-вторых, у нас есть магазин, где вы можете купить музыку, которую вы хотите иметь в своей коллекции и хранить ее в облаке. Приобрести можно с компьютера через сайт или со своего Android устройства, и купленные треки будут всегда доступны вам с любого устройства. Вы можете делиться приобретенной на Play Store музыкой с друзьями на Google+, и они также смогут слушать музыку, которую вы купили. В-третьих, мы также предлагаем стриминговый сервис по подписке All Access. Вы платите определенную сумму в месяц и можете слушать всю музыку, которую предлагает сервис, более 25 миллионов треков. Вы можете создавать плейлисты и создавать собственные радиостанции; вы можете слушать их со своего смартфона, планшета, компьютера или в гостиной (например, через Chromecast), а также офлайн с Android или iOS устройств.

Существует ли идеальное приложение для потокового вещания? Чтобы вы изменили в своем?

Про идеальное приложение лучше спросить у пользователей :), но мы думаем, что у разных людей в разное время ответ будет отличаться. Мы же постоянно улучшаем свои приложения, чтобы удовлетворять новые запросы пользователей и соответствовать самым последним направлениям в развитии технологий. Это процесс, который никогда не прекращается.

Тофик Садыхов, ex-Head Of Digital & New Business Development в Universal Music

Universal Music

Как вы оцениваете рынок легальной музыки в России? Какие ключевые события на нем произошли за год?

Музыкальный рынок в России, хоть и маленький, но существует. Речь сейчас, прежде всего, идет о рынке легальной музыки. Он очень серьезно ужался за счет падения продаж физических носителей, которые не компенсировались продажами в «цифре». Тем не менее, это не помешало успешно стартовать iTunes, хотя и он сейчас испытывает определенные сложности. Их продажи не упали, в рублях они даже стали зарабатывать больше по сравнению с таким же периодом в прошлом году, но если перевести это в эквивалент евро, то цифры такие же (если не меньше). То есть рост есть, но этот рост в среднем по неделе на 4-7%, в какие-то недели — до 19%. И это, скорее, глобальный тренд в отношении способа потребления музыки.

Если возвращаться в целом к музыкальному рынку, то серьезных событий, которые взорвали бы рынок не было. Не было компаний или проектов типа iTunes. Можно назвать этот год «годом анонсов». Обещанный Spotify, который должен был запуститься осенью, так и не открылся. Договоренности с «Одноклассниками», которые вели мейджоры, были завершены, но не привели ни к чему положительному (в силу ряда причин). Возможность для больших событий была, но не оправдалась.

[notice]

Пока мы готовили материал, Spotify передумал открывать офис в России. Об этом сообщил Александр Кубанеишвили, который должен был возглавить российский офис компании.

Причин несколько — экономический кризис, политическая ситуация, новые законы, регулирующие интернет, — отметил Кубанеишвили.

На решение Spotify не выходить на российский рынок могли повлиять и неудачные переговоры с рядом российских мобильных операторов.

[/notice]

Есть перспектива, что все это реализуется в новом году. Spotify вполне может запуститься, мейджоры ведут переговоры с единым контент-аггрегатором, который планируется быть единым контент-агрегатором для ВКонтакте и Одноклассников и эти переговоры находятся в разной степени «продвинутости» и вполе возможно, что эти переговоры будут положительно завершены и приведут к чему-то в этом году.

Поэтому задержки релизов — главный тренд этого года. Если вспомнить политическую ситуацию, в которой мы пребываем последние несколько месяцев (по сути весь год), то понятно, что многие компании, которые планировали сделать что-то в России, заняли выжидательную позицию и предпочитают пока ничего не делать. В такой ситуации, когда так скачет курс, невозможно ничего планировать или предугадать. На бешеные риски, как это было в лихие девяностые–двухтысячные, сейчас мало кто готов.

Какие в принципе сейчас главные препятствия для развития подобных продуктов в России?

Препятствие только одно — наличие музыки в социальных сетях абсолютно бесплатно, и это большая проблема. У человека нет никаких побуждающих факторов, чтобы переключиться на использование имеющихся тех нескольких легальных сервисов. Музыка есть везде, мейджоры используют административные и другие ресурсы и снятие приложений из App Store говорит о том, что что-то происходит. Из Google приложения снимаются очень сложно, но опять же это вопрос времени, и компании работают над этим. Рано или поздно это будет происходить.

Пиратство — это такая вещь, что, когда кран перекрываешь в одном месте, он открывается в другом. Эти сообщающиеся сосуды никуда не деваются. Вдруг совсем недавно мейджоры обратили внимание на сервис Soundcloud и на массу приложений, которые позволяют музыку из Soundcloud брать и использовать. Иронизируя, пока мы боролись с Одноклассниками и Вконтактом, вдруг ни с того ни с сего появился Soundcloud, из которого можно скачивать и слушать музыку. И я уверен, что если прикроется Soundcloud, обязательно найдется другая альтернатива, которую тут же начнут использовать.

Soundcloud стал некоторым аналогом YouTube. Даже те новые релизы, которые выходили, до ссылки на псевдо-видео на YouTube, можно было послушать на Soundcloud. На этот счет были довольно серьезные баталии. Даже с YouTube все не так однозначно: мейджор достаточно болезненно относится к музыке в стриминговых сервисах (как пример — Тейлор Свифт, которая сняла свои композиции со стриминга), при этом все эти композиции можно прослушать на YouTube, и не факт, что они будут оплачены (так как реклама показывается не на всех просмотрах).

sc

В сухом остатке, главные препятствия — это социальные сети, которые заполнены нелегальной музыкой и другие источники, которые ничего не делают для того, чтобы монетизировать это (это им наверное и не нужно, потому что нет такой задачи).

Какие недостатки вы видите в существующих решениях?

Размер каталога. Кто-то назовет еще одним недостатком качество музыки в сервисах. Кто-то — систему рекомендаций. На многих сервисах этого просто нет, например, Яндекс.Музыка только недавно запустила систему рекомендаций.

Что касается музыкальных сервисов локальных, тут уж точно есть куда двигаться. Тон задают большие игроки в виде Spotify и Deezer, хотя мы же видим, что тот же Deezer находится в зачаточном состоянии и ничего серьезного не происходит.

Если говорить о Zvooq, то он мог бы быть удачным стриминговым продуктом, но он так долго находился в бета-версии, что все устали его ждать и уже наверное серьезно к нему никто не относится. Громкого анонса не случится. Хотя кто знает, к его команде я всегда относился с большим уважением. Если будет реализован тот функционал, который изначально планировался, то почему бы и нет. Все возможно.

Мы ждали, что будет какой-то большой шум вокруг Samsung и Яндекс.Музыки. Произошло это скорее по вине Samsung, который купил продукт, интегрировал его в свои устройства, но, как нам кажется, не сильно большой вкладывал смысл, не маркетировал это особенным образом, не донес до потребителя, как некое особенное преимущество. Это всего был один из сервисов, который оказался в девайсах Samsung.

Как сейчас монетизируют продукт? Есть ли какой-то единый вариант, который выгоден всем сторонам или же рынок в процессе поиска оптимальной модели?

Если мы говорим о текущей ситуации, говорим о сервисах, которые существуют в России в условиях параллельного нахождения моря бесплатной музыки в социальных сетях, то вариантов монетизации не очень много и модель ad-funded остается, к сожалению, пока единственной моделью, которая позволяет мейджорам и артистам зарабатывать на музыке хоть что-то. Если бы разгул пиратства был хоть как-то ограничен, тогда у человека был бы резон покупать музыку, платить за музыку, а отсюда возникли какие-либо другие истории, связанные с монетизацией, как то платить за качество музыки или платить за отсутствие навязчивой рекламы и так далее.

Если брать соотношение между зарегистрированными пользователями и подписчиками, которые платят, то оно крайне печальное. Это касается всех сервисов.

Пока что основная монетизация — рекламная модель. Если рекламу правильно продавать (уметь продавать), если развивать новые виды рекламы (как, например, звуковая реклама), то тогда вполне возможно, что доход, получаемый правообладателем по рекламной модели, перекроет доход правообладателей, получаемый простым перемножением количества стримов на стоимость этого стрима.

Периодически возникают вопросы по поводу того, что рекламы на сервисе становится все больше. На самом деле, это нормально. По-хорошему, человек должен платить за возможность отключить навязчивую рекламу. Вопрос еще в цене. Если это стоит 99 рублей, то проще заплатить, чем возиться с торрентами, скачиванием и так далее. Если стоит 299, то уже есть шанс, что пользователь не готов отдавать такие деньги. Все это прекрасно понимают.

К сожалению, правообладатели не могут найти между собой единого понимания, какую цену необходимо установить. Кто-то готов рисковать и отдавать композиции в стриминг, кто-то нет и считает, что музыка должна быть оплачена. Лучше продать 10 альбомов, чем раздавать фактически за бесплатно стрим. Мне кажется, что в России было бы проще ужаться в маржинальности и заработать на объемах. Но при этом, конечно же, должен быть коммитмент со стороны партнера (в данном случае сервис стриминга) на маркетинговое продвижение продукта. Бессмысленно давать маленькую цену, не ожидая вовлеченности партнера в продвижение.

musicstreamingservices

Как лицензируется музыка? Как происходит расширение коллекции? Есть ли какие-то нюансы, связанные с местным рынком?

Большая проблема российского рынка в том, что много частей каталога не могут попасть в продажу или стриминг потому, что нет договоров с паблишерами и издателями. Если на Западе есть общества, которые регулируют данный вид деятельности, и есть процент, на который они договорились с мейджерами, то в России, чтобы контент легально использовался, надо, чтобы площадка (агрегатор контента) имела полный пакет прав. А это в свою очередь значит, что должны быть действующие договора как с компанией-мейджером (владеет смежными правами), так и с паблишерами и издателями, которых может быть 2/3/5, которые могут быть вовсе не представлены на рынке. Многие предпочитают не рисковать и не ставить на “витрину” продукт только потому, что не собраны так называемые 200% прав.

Часто вспоминают, что полнота каталогов официальных стриминговых сервисов значительно меньше по сравнению с нелегальными альтернативами.

Во ВКонтакте очень много контента, который легально не издавался и который правовыми схемами не регулируется (каверы, бутлеги и так далее) или регулируется с трудом.

Со многими артистами не были подписаны договора на цифровые права (цифровых прав в том время вообще не существовало), и сейчас, чтобы оцифровать и выпустить альбом артиста, нужно пройти полную процедуру подписание и согласования документов.

Или другой пример. Была идея выпускать песни проекта «Голос» в iTunes, то есть выпускать песни в продажу чуть ли не на следующий день. Нельзя этого делать, так как есть издательские права, которые нужно очищать, и на это требуется существенное время.

Существует расхожее заблуждение, что музыки на Я.Музыки меньше, чем на Spotify, но, если взять для примера каталог Universal, цифры более или менее одинаковые. Кажется что на iTunes музыки больше — также ничего подобного. Понятно, что есть много специальных релизов, которые делаются под iTunes. Но точно также в свое время были диски обычные и диски японские «под винил», и они всегда отличались от дисков под локальный рынок. Все зависит от договоренности артистов с правообладателями насчет эксклюзивов: в частности, под iTunes многие артисты выпускают отдельные релизы. Аналогичная практика есть у Spotify с их Spotify Sessions и так далее.

Какие перспективы у российского рынка стриминга?

В современно мире важно не владеть музыкой, но иметь доступ к ней. В этом смысле социальные сети при всем колоссальном уроне, который они нанесли музыкальной индустрии, сделали большой вклад, приучив людей к новой, прогрессивной форме потребления музыки. И я думаю, что в России, где люди не особенно идут в торренты, а привыкли слушать ее на своих аккаунтах в социальных сетях, у стриминга очень большой потенциал. Это не США, в котором рынок поделен между iTunes и Pandora (или слушают онлайн-радиостанции или покупают композиции).

Потенциал большой, но придется много работать, чтобы человек начал платить за подписку и бизнес окупался.

Вероника Лаврова, Head Of Digital Distribution в Warner Music Russia

Вероника Лаврова

Как вы оцениваете рынок легальной музыки в России? Какие ключевые события на нем произошли за год?

Легальные музыкальные сервисы с самого начала формирования рынка находятся в неравных условиях с пиратскими ресурсами. По некоторым данным, почти 80% трафика рунета приходится на пиратский контент. Конечно, в таких условиях справедливая конкуренция невозможна – невозможно конкурировать с пиратскими сервисами, не выплачивающими роялти правообладателями и, соответственно, распоряжающимися большими средствами. Однако, в этом году произошло два важных события, которые, как мы надеемся, смогут повлиять на рынок в лучшую сторону.

Во-первых, три самые крупные мировые музыкальные компании – Warner Music, Sony Music и Universal Music – инициировали судебные разбирательства дело против социальной сети ВКонтакте, одного из крупнейших мировых ресурсов пиратского контента.

Во-вторых, в ноябре 2014 года была принята новая, расширенная редакция так называемого «Антипиратского закона». С 1 декабря 2014 года в черные списки Роскомнадзора начнут включать сайты с нелегальной музыкой. А с 1 мая 2015 года по обращению правообладателя будет возможна блокировка пиратского ресурса.

Какие сейчас главные препятствия для развития подобных продуктов в России?

В России имеются все предпосылки для бурного развития легального рынка развлекательного контента: легкодоступность интернета для пользователей, широкий спектр моделей использования контента, как платного и бесплатного, предлагаемый сервисами, гибкая ценовая политика легальных сервисов и высокое качество предлагаемого ими контента. Единственным препятствием, на наш взгляд, является именно пиратство – ведь совсем бесплатный контент почти всегда будет предпочтительнее для пользователя, чем даже тот, за который нужно платить невысокую цену.

Какие недостатки вы видите в существующих решениях?

Действующих стриминговых сервисов на рынке великое множество, и каждый из них имеет недостатки, связанные, скорее, с функциональной частью: где-то отсутствует или далека от совершенства система рекомендаций, где-то не адаптировано приложение и т.д. С точки зрения особенностей самой модели, стриминг вполне доказал свою эффективность. Для пользователей сдерживающим фактором всегда будет оставаться необходимость прослушивать и просматривать рекламные материалы или платить деньги за их отключение. К сожалению, иного способа монетизировать услугу на данный момент не существует и существовать вряд ли будет.

Как сейчас монетизируют продукт? Есть ли какой-то единый вариант, который выгоден всем сторонам или же рынок в процессе поиска оптимальной модели?

Стриминг монетизируется в основном благодаря рекламе и премиум-услугам (по подписочной модели — отключение рекламы, возможность закачивать плейлист для прослушивания офлайн и т.д.). Собственно, костяком такой монетизации служит визуальная и аудиореклама (проигрывание роликов в процессе трансляции музыки), а также возможность за отдельную периодичную плату отключить рекламу полностью. Как и ранее, сейчас основным ориентиром в этом направлении является Spotify. Можно сказать, что это и является оптимальной моделью — т.к. виды используемой рекламы исчерпаны, в дальнейшем можно прогнозировать лишь увеличение ее количества.

chartoftheday_2773_Digital_Music_in_the_United_States_n

Как лицензируется музыка? Как происходит расширение коллекции? Есть ли какие-то нюансы, связанные с местным рынком?

Лейбл постоянно находится в поиске перспективных артистов и композиций – как местных, так и зарубежных. С артистом подписывается договор, в соответствии с которым он передает права на свои произведения для использования через лейбл. Похожий договор может быть подписан и со сторонним лейблом на какой-либо трек, показавший хороший результат и обладающий потенциалом – такое происходит довольно часто. Под передачей прав понимаются как авторские, так и смежные права – совсем не обязательно вместе. Явных нюансов у местного рынка нет, тем более учитывая политику лейбла Warner Music Russia, продиктованную мировым опытом Warner Music.

Какие перспективы у российского рынка стриминга?

Рынок стриминга в России чувствует себя довольно уверенно, не в последнюю очередь благодаря законодательным инициативам, ограничивающим возможность для существования пиратским ресурсам. У нас активно развиваются местные сервисы вроде Яндекс.Музыки и Zvooq, ожидается приход в 2015-ом году Spotify, действуют недавно запущенный австралийский Guvera и стартовавший в России в 2012 французский Deezer. Отдельно стоит выделить iTunes Radio (хотя и недоступный пока в СНГ) как логичное развитие музыкального сервиса iTunes и Google Play, добавивший не так давно стриминг (стоит отметить, что в урезанном виде) в свой музыкальный магазин. Оба гиганта активно развивают стриминговую модель – Apple будет продвигать в своих системах Beats Music, а Google – развивать стриминговые возможности YouTube.

Практически все местные платформы успешно работают со всеми основными правообладателями и показывают относительный рост дохода. И, если усилия правообладателей по легализации ВКонтакте увенчаются успехом, стриминговые сервисы смогут довольно быстро отхватить у пиратского рынка значительный объем пользователей уже в 2015 году, что необычайно положительно повлияет на их развитие. 2015 года в принципе стоит ожидать как богатого на события в цифровой музыкальной индустрии – как в России, так и во всем мире.

Арсений Семенов, управляющий директор Deezer в России

Deezer

Как вы оцениваете рынок легальной музыки в России? Какие ключевые события на нем произошли за год?

Рынок легальной цифровой дистрибуции развит довольно слабо, если сравнивать с другими странами, сопоставимыми по размеру населения и уровню проникновения интернета и смартфонов. Основными источниками доходов являются iTunes и RBT-услуги от мобильных операторов, а стриминговые сервисы занимают долю рынка гораздо меньшую, чем могли бы.

Если говорить про ключевые события, то на первом месте, безусловно, расширение действия антипиратского закона. Можно спорить о его пользе или вреде, но он точно изменит ландшафт рынка цифровой дистрибуции. Значительно усилилась конкуренция: появились новые игроки, а ряд существующих обновил свои продукты и бизнес-модели. Deezer в этом году существенно расширил функциональность бесплатной версии и снизил стоимость премиальной подписки до уровня конкурентов.

С какими трудностями вы столкнулись?

Отчасти проблемой оказался русский язык в каталоге, так как это полностью другой алфавит, и возникли проблемы, о возможности которых разработчики даже не особо догадывались.

Почему разработкой приложения занимались за рубежом?

Это сложилось исторически: Deezer — изначально французский сервис, некоммерческая версия его была запущена еще в 2003 году, а на международный рынок компания вышла только в 2011, поэтому пока нам удобнее с организационной стороны, чтобы все разработчики работали в одном месте, общались на родном языке, так как это сильно упрощает их взаимодействие. По мере развития сервиса в России мы планируем набрать местную команду разработчиков для решения локальных задач.

Как идет монетизация проекта?

В целом монетизация идет согласно планам. У нас есть постоянный прирост платных пользователей, увеличиваются доходы от рекламы и совместных проектов. Безусловно, сложившаяся ситуация на рынке мешает развиваться бурно, но перспективы мы видим и ситуацией довольны.

Как вы лицензируете музыку? Как происходит расширение коллекции? Есть ли какие-то нюансы, связанные с местным рынком?

У нас есть прямые соглашения со всеми major labels, большинством числом международных и локальных агрегаторов, а также рядом крупных российских издателей. Новинки и музыка последних 5-6 лет попадает к нам практически автоматом, так что если мы находим какой-то пробел в каталоге, то он обычно относится к советским временам или 90-м годам. Тогда мы через наше подразделение по работе с издателями делаем запрос и при очередной синхронизации получаем отсутствовавшие альбомы.

Особенностью является низкая готовность молодых музыкантов делать самостоятельные шаги по продвижению музыки. В Европе многие музыканты не только сами записывают альбомы, но и выкладывают их на различные сервисы с помощью систем самообслуживания, таких как Tunecore, например. Это стоит сравнительно небольших денег — в пределах нескольких десятков долларов. В России это не очень распространено, только небольшая часть музыкантов занимается этим.

chartoftheday_2038_Global_music_revenue_by_category_n

Как будет развиваться приложение и сервис?

Мы планируем как функциональное обновление сервиса, так и его дальнейшее распространение на новые платформы. Будем улучшать информационную часть каталога и качество поиска, вероятно запустим новый вид подписки — с lossless-качеством.

Какие перспективы у российского рынка стриминга?

Стриминг сейчас занимает около 1% от потенциального объема рынка, и это значит, что потенциал этого рынка очень велик и будет раскрываться по мере роста числа смартфонов и развития мобильного интернета. Россия при этом находится в уникальной позиции: здесь конкуренция идет не между стримингом и digital downloads/CD, а между легальными и пиратскими стримингами, это в значительной мере помогает нам.

Что касается экономической ситуации, то она неоднозначна: с одной стороны, пользователи будут экономить на развлечениях, с другой — есть предположение, что они будут отказываться от покупки альбомов и посещения концертов в пользу стриминга.

AppTractor
Комментарии Facebook
Продолжить чтение
9 комментариев

9 Comments

  1. Jurij Beklemišev

    19.02.2015 at 19:54

    Последняя фраза просто убила. Стримиинг стремится превратить поклонников музыки в задротов, не посещающих концерты. Представляете? Эти люди думают, что люди начнут менять летние фестивали на природе – на стримминг !!

  2. Konstantin Konopko

    21.02.2015 at 19:17

    Спасибо. Хотелось бы узнать подробнее про ситуацию со стримингом по миру.

    • AppTractor

      21.02.2015 at 19:33

      Во всем мире не знаю, но в развитых странах со стримингом все хорошо :) Растет – в статье приведены графики – сейчас уже 27% доходов идет от стриминга.

  3. gameproducer

    26.02.2015 at 09:22

    Спасибо за крутой материал.

  4. Дмитрий

    26.02.2015 at 11:32

    Кому как, а меня не очень радует тенденция перехода всего в онлайн – нет интернета, и юзер остается полностью беспомощным, ни музыки, ни документов, ни фотографий. Да и постоянный доступ в web неслабо подсаживает батарею на мобильных устройствах (да и денежек стоит, если говорить о смартфонах).

    Поэтому логичнее имхо система по аналогии с dropbox – купленные композиции синхронизируются с облаком, но при этом хранятся на диске локально – послушать их можно в любой момент, не зависимо от интернета. Примерно так и работает покупка треков в iTunes – купил, скачал. А если хочется послушать что-то онлайн, тогда включаю интернет-радио.

    • AppTractor

      26.02.2015 at 11:38

      Яндекс.Музыка так и делает

      • Дмитрий

        26.02.2015 at 11:53

        Возможно. После навязчивой рекламы и самоинсталлируемых Яндекс-баров и прочей хрени, Яндекс как ИТ-компания для меня не существует :) (разве что яндекс-деньгами пользуюсь т.к. мой банк поддерживает туда переводы без комиссии и удобно за инет платить). Кстати, вторая компания внесенная мной в черный список – это mail.ru со своим Спутником.

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Интервью

Global Mobile Vision 2017: корейский ответ Industry 4.0

Алексей Спирков, руководитель отдела наукоемких технологий в «АстроСофт», посетил Global Mobile Vision — выставку индустрии информационно-коммуникационных технологий (ICT), которая прошла 13-15 сентября в Сеуле (Корея).

Леонид Боголюбов

Опубликовано

/

В этом году выставка была посвящена мобильным технологиям в таких областях, как Интернет вещей, большие данные, мобильные устройства, телекоммуникационные технологии, облачные сервисы и др. Cобралось более 14 000 (!) посетителей и 300 экспонентов.

Получив приглашение поучаствовать в таком глобальном событии от KOTRA (Корейского агентства содействия торговле и инвестициям), мы не долго думали: не все же о своей операционной системе для Интернета вещей говорить — и на других полезно посмотреть.

Когда Алексей вернулся, мы расспросили его об итогах и о самых актуальных трендах выставки.

Алексей, как ты объяснишь такое внимание к мобильным технологиям в Южной Корее?

Корейский рынок информационно-коммуникационных технологий — один из самых быстроразвивающихся в мире. А Global Mobile Vision 2017 — витрина новейших технологий, продуктов и услуг в мобильной индустрии.

Что стало главной темой выставки?

В двух словах — «Mobile meets intelligence» – мобильный интеллект. Вообще главной целью выставки была демонстрация ответа корейского бизнеса и государственного сектора на Четвертую промышленную революцию, более известную как Industry 4.0. Идея в том, что в условиях дефицита собственных природных ресурсов в Республике Корея (импортируется более 98% энергии и 80% продовольствия) основным двигателем экономики и Четвертой промышленной революции являются инновации в высокотехнологичных областях. И такими инновациями могут похвастать не только гиганты: например, на выставке отсутствовали промышленные монстры, типа Samsung или LG, а основное внимание было уделено малому и среднему бизнесу, разнообразным стартапам.

И какие же стартапы удивили лично тебя?

Бросилось в глаза присутствие на стендах множества стартапов на тему электроники для животных: различные устройства для автоматического кормления, совмещенные с играми и коммутаторами.

Забавно. А если говорить серьезно, то какие технологии преобладали на выставке и обсуждались на Global Mobile Vision Conference 2017?

«Рулили» технологии, связанные с мобильными сетями и устройствами, Интернетом вещей, умным производством, smart cars, умными медицинскими устройствами (фитнес-трекеры, умные весы, ростомеры и т. п.), и даже технологии, связанные с интеллектуальным электронным правительством (smart e-government).

Закономерно особое внимание уделили глобальным технологическим трендам: Интернету вещей (Internet of Things), искусственному интеллекту (AI), мобильной связи пятого поколения (5G).

У меня до сих пор на экране смартфона 3G доминирует над LTE, а тут уже 5G на подходе?

Точно! По словам Won Yeol Lee, директора крупнейшей корейской телекоммуникационной компании KT Corporation, только технология 5G может ускорить Четвертую промышленную революцию. Своим видением перспектив мобильной связи пятого поколения также поделились представители Qualcomm, Ericsson-LG, Naver и другие эксперты. Кстати, продемонстрировать всему миру мощь 5G Республика Корея собирается на зимних Олимпийских играх в Пхенчхане.

Еще один повод ждать Олимпиаду :)  А какие выводы ты сделал лично для себя?

Я еще больше убедился, что моя работа и наши продукты, в частности — операционная система МАКС для Интернета вещей — это движение в верном направлении, открывающее новые перспективы перед российскими IT-разработками.

Спасибо большое, успехов!

Всегда рад!

 

Леонид Боголюбов
Комментарии Facebook
Продолжить чтение

TechHype

Внутри Первой Церкви Искусственного Интеллекта

На самом деле это неизбежно. Это гарантировано случится. То, что мы создадим, по сути, и будет богом. Не в том смысле, что он будет метать молнии или вызывать ураганы. Но если есть что-то в миллиард раз умнее самого умного человека, то как еще это назвать?

AppTractor

Опубликовано

/

Автор:

Энтони Левандовский не похож на пророка. Он одевается в стандартные для кремниевой долины джинсы и окружен пиарщиками, а не церковнослужителями. Инженер известен самоуправляемыми автомобилями – и большим скандалом – но его новый стартап связан не с механикой или ПО, а с новой религией. Искусственный интеллект лежит в основе многомиллиардных компаний, больших исследовательских проектов и множества предсказаний о гибели мира или, как минимум, его качественном изменении. Теперь Левандовский на полном серьезе создает его Первую Церковь.

«Если вы спросите любого, может ли компьютер быть умнее человека, то 99,9% скажут вам, что это научная фантастика», – говорит он. «На самом деле это неизбежно. Это гарантировано случится. То, что мы создадим, по сути, и будет богом. Не в том смысле, что он будет метать молнии или вызывать ураганы. Но если есть что-то в миллиард раз умнее самого умного человека, то как еще это назвать?»

AppTractor
Комментарии Facebook
Продолжить чтение

Интервью

Алексей Коровянский (Mobilatorium): камера смартфона – оптимальная точка входа в технологии дополненной реальности

18 ноября в Нижнем Новгороде пройдет международная конференция GDG Gorky. Одна из ее тем – виртуальная и дополненная реальность.

Анна Гуляева

Опубликовано

/

18 ноября в Нижнем Новгороде пройдет международная конференция GDG Gorky. Одна из ее тем – виртуальная и дополненная реальность. Мы поговорили с Алексеем Коровянским, Google Developer Expert-ом и основателем лаборатории Mobilatorium, который рассказал нам о том, что происходит в этой области сейчас.

Какие самые интересные проекты появились в области AR за последнее время?

Из приложений советую посмотреть – Ikea Place, SketchAR, Inkhunter, Giphy World, World Brush, Holo, MeasureKit, Google Lens, Snapchat, Facebook Messenger.

Эксперты сходятся во мнении, что камера смартфона это оптимальная точка входа в технологии дополненной реальности для массового пользователя. Между тем корпорации думают и работают над носимыми AR-устройствами и облаком дополненной реальности, поэтому стоит понимать, что те решение, которые мы видим сегодня, это только начало большого пути.

Существуют ли фундаментальные различия между ARKit и ARCore?

Базовые возможности и внешние интерфейсы фреймворков очень близки друг к другу, и это значительно упрощает жизнь для разработчиков, заинтересованных в создании AR приложений работающих на обеих платформах. Тем не менее, на данный момент у ARKit есть пара интересных возможностей, которых нет в ARCore. Это возможность легкой интеграции со SceneKit и SpriteKit, а также инструментарий Face Tracking API, появившийся в новом iPhone X. С другой стороны, в Google (скорее всего) уже работают над аналогичными возможностями для ARCore. Более того, Google работает и над web-стандартом и браузером с поддержкой AR!

Какие приложения уже сделаны на базе ARCore? Какие вы можете рекомендовать в качестве ориентиров?

На данный момент ARCore находится в стадии Dev Preview, поэтому в Google Play еще нет приложений, созданных на базе ARCore. В качестве источника вдохновения и ориентира я советую посмотреть приложения и примеры, опубликованные в канале BuiltWithARCore и на сайте AR Experiments.

Станет ли VR общедоступной технологией?

Да. Я и многие другие эксперты в этом уверены. Ключевой вопрос – когда? Думаю, что в США это может произойти в ближайшие пять лет.

Какая ценность может быть у виртуальной реальности для обычного пользователя?

VR может значительно упростить наше взаимодействие с технологиями и графическими интерфейсами. Поэтому даже пожилые люди легко осваивают возможности VR и с огромным удовольствием путешествуют по миру не выходя из дома. По сути VR дает нам возможность мгновенной телепортации, что значительно расширяет наши возможности в плане общения и обучения. Также VR – это море новых эмоций для любителей игр и развлечений.

Что нужно сделать разработчику, чтобы начать создавать приложения с дополненной реальностью?

Сделать уникальное и популярное приложение с дополненной реальностью сегодня просто, как никогда. Разработчики, знакомые с Unity3D или Unreal Engine, легко справятся с созданием AR-игры на базе ARKit и ARCore после прочтения официальной документации (само подключение и знакомство с AR фреймворками займет около часа). Для iOS разработчиков хорошим вариантом для старта может быть создание простого AR приложения на связке ARKit и SceneKit. При наличии небольшого бюджета на обучение, рекомендую пройти курсы на Udemy по Unity3D и ARKit.

Анна Гуляева
Комментарии Facebook
Продолжить чтение




Календарь

ноябрь

17ноя - 19Весь деньТИЛТЕХ МЕДХАК

24ноя - 26Весь деньWhat the hack?!

25нояВесь деньSmart Taler 2017

25нояВесь деньLadies Code: время технологий

30нояВесь деньSmart Cars & Roads 2017

декабрь

5дек18:30- 22:00Яндекс изнутри: глазами iOS-разработчика

8дек - 9Весь деньКубок СTF России

9дек - 10Весь деньGames Gathering 2017

9декВесь деньЛекционный день по игровой индустрии

Наша рассылка

Каждому подписавшемуся - "1 час на UI аудит": бесплатный ускоренный курс для разработчиков веб и мобильных приложений!

Нажимая на кнопку "Подписаться" вы даете согласие на обработку персональных данных.

Наш Facebook

Популярное

X

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.