Connect with us

Маркетинг и монетизация

Что такое игровая логика и с чем ее едят

Делать игры сложно, но это так же весело и также круто, как в них играть.

AppTractor

Опубликовано

/

     
     

5 июля 2020г. состоялась конференция-квест по игровым механикам в онлайн-формате, в виртуальном здании Вышки, воссозданном в Minecraft. Мероприятие было организовано проектом HSE Minecraft и руководителями образовательных программ по игровой индустрии ВШБИ – «Менеджмент игровых проектов» и «Основы создания игр». Это был первый опыт проведения мероприятия в таком необычном формате, и этот опыт оказался успешным! В течение всего дня спикеры, каждый из которых  является профессионалом игровой индустрии, рассказывали лекции на различные темы. В рамках этой статьи мы рассмотрим выступление Константина Сахнова, который рассказал о том, что такое игровая логика.

О спикере

Константин Сахнов, уже более 14 лет в геймдеве. За это время у него накопился огромный опыт работы:

  • Управляющий партнёр Datacroft Games (MMO Fragoria)
  • Директор игрового департамента Rocket Jump
  • Продюсер, руководитель проектов, гейм-дизайнер Mail.ru
  • Гейм-дизайнер Panzar Studio
  • Инди-разработчик

Константин участвовал в разработке игр на ПК, работал над браузерками и играми для мобильных платформ. Сейчас он является совладельцем издательства гипер-казуальных игр Justforward.

Помимо основной работы, Константин уже 6 лет преподаёт Игровую Логику на курсе Менеджмент игровых проектов в ВШБИ НИУ ВШЭ.

Введение

Делать игры сложно, но это так же весело и также круто, как в них играть.

Чем сложнее игра, тем сложнее над ней работа, что логично.

Многие хотят сделать своего Ведьмака, или свой World of Warcraft, но что же стоит за подобным проектом?

Рассмотрим на примере игры Ведьмак 3:

Над базовой версией Ведьмака 3 (без DLC) работало 1,5 тысячи сотрудников 3,5 года, на что было потрачено 67 млн долларов, и это без учёта рекламы, маркетинга – речь только о стоимости разработки.

игровая логика

Вопрос, который сразу возникает: можем ли мы сделать хотя бы треть игры такого масштаба своей командой, допустим, в 20 человек?

Ответ, ровно как и перспектива, совсем не радужные – чтобы сделать подобную игру, каждому из нас потребуется срок, наверное даже больший, чем продолжительность жизни.

Это одна из причин, по которой на нашем постсоветском пространстве, пока что не делают игр уровня Ведьмака, потому что это требует огромного количества суперопытных специалистов, да и сам процесс крайне сложен.

И что же нам делать в такой ситуации? Отчаяться?

Нет, конечно!

Да, наша игровая индустрия молодая – это не Америка, где уже в 1971 году появилась очень крутая игра Space Invaders, которая уже тогда смогла привлечь инвестиции. В сумме она заработала порядка 13 млрд долларов и стала на какой-то момент самой прибыльной игрой в мире. Поэтому в США специалисты имеют огромный опыт в игровой индустрии, но и наш игропром развивается очень быстро, так что всё ещё впереди.

Теперь, когда вы уже понимаете, в общих чертах, насколько всё в индустрии круто и сложно, перейдём к следующему вопросу.

Что такое игра?

Давайте посмотрим комплексно. Представьте что вы разработчик-профессионал с большим опытом. Подумайте, что такое игра?

Разложим всё на составляющие:

игровая логика

Во-первых, это её видение – то как, product-owner (обычно это продюсер) понимает игру: что это за продукт такой, для кого он, кто в него будет играть, какие потребности у этой аудитории и т.д.

Продюсером в геймдеве мы называем именно человека, способного игру придумать и довести до конца.

Помимо продюсера у нас есть огромное количество других специалистов, которые безусловно важны, однако продюсер всё-таки является ключевой фигурой.

Есть распространённое мнение, что игру придумывает в первую очередь геймдизайнер – это лишь отчасти так. На самом деле, основу игры, базовые механики обычно закладывает продюсер – в IT эта специальность называется product-manager, а у нас, в геймдеве, мы называем его продюсером. Геймдизайнеры, в свою очередь, скорее являются теми людьми, которые воплощают в жизнь видение продюсера, делают так, чтобы задумка стала реальностью. Например, продюсер говорит, что хочет добавить крутую боёвку, а геймдизайнеры продумывают как это реализовать.

Во-вторых, мы говорим про реализацию игры:

  • Программирование
  • Арт (визуальная составляющая, графика)
  • Контент (производство уровней, локаций, сценария – всего того что есть в игре)

И как мы видим на примере Ведьмака, реализация это обычно что-то долгое и дорогое.

В-третьих, всегда есть бизнес-составляющая.

Игра – это всегда деньги, которые нужно где-то найти, это расчёт окупаемости, чтобы понять что мы эти деньги вернём. Мы же делаем игру не для того чтобы потратить на разработку 100 млн долларов, выпустить её и умереть. Мы хотим, чтобы игра была интересной, успешной, чтобы она заработала денег, на которые мы бы платили зарплату своим сотрудникам, и чтобы потом у нас остались деньги делать новые игры. Иными словами, нас интересует долгосрочная перспектива.

В-четвертых, во всём этом есть маркетинг.

Если раньше можно было говорить «а, давайте сделаем клёвую игру, кто-нибудь её купит и посмотрим, что будет дальше», то сейчас, к сожалению или к счастью, в день выходит несколько тысяч игр и это приводит к тому, что без маркетинга ничего не получится.

Вам нужно уметь хорошо рассказать и донести информацию людям про вашу игру, чтобы в итоге они про неё узнали и приняли решение, хотят ли эту игру купить. И сейчас очень часто маркетинговые бюджеты гораздо выше, чем стоимость самой игры. Например, чтобы сделать мобильную игру, хороший мидкорный баттлер или стратегию, потребуется от 1 до 1,5 млн долларов и ещё 10 млн долларов потребуется чтобы её разрекламировать и продать.

Сегодня в этой огромной пирамиде разработки игр, главной темой нашей статьи является именно вижн, геймдизайн и игровая логика, то есть то, как продюсер придумывает игру.

VISION-документ

С чего начинается создание игры?

Обычно, разработка игры начинается с придумывания, видения и понимания этой игры, и пока это видение находится только в голове – этого недостаточно.

Представьте, что вы не один работаете над игрой, а у вас есть команда и вам нужно донести свою мысль до неё. Для этого нам необходимо документировать и структурировать всю информацию, чтобы потом передать её другим людям. Именно поэтому одним из важнейших аспектов разработки игры является процесс документирования – когда мы ведём, так называемую, геймдизайнерскую или продуктовую документацию и постоянно актуализируем её.

Есть принципиальных два разных вида документации:

  • Продуктовая – это всё что касается самой игры, т.е. геймдизайн.
  • Проектная – это про проект разработки: регламенты, отчёты, рекапы и т.д.

Сейчас нас главным образом интересует продуктовая документация, и конкретно – vision-документ.

Что же должно быть в vision-документе?

Обычно, продюсер записывает сюда самые базовое понимание продукта:

  • Платформа (мобильная, ПК, консоли)
  • Жанр (стратегия, RPG и т.д.), который определяет основные механики игры. Причём с приходом мобильных платформ, понятие жанра сильно размылось, и в большей степени стало определяться основным набором механик и их комбинаций, что также отразилось и на других платформах.
  • Сеттинг — мир в котором происходят события. Он включает в себя историю мира игры, его вселенную, персонажей — это уже, в большей степени, работа сценариста.

В геймдеве есть такие специальности, как нарративный дизайнер и сценарист.

Сценарист — это человек, который, в первую очередь пишет тексты: квесты, весь сценарий игры, её сюжет, иными словами, он скорее писатель.

Нарративный дизайнер – должен уметь ещё и перекладывать все эти тексты на игровые механики. Это человек, который умеет передать сюжет через элементы и механики игры. Не обязательно, что он сам все эти тексты пишет, но часто бывает, что один человек совмещает в себе функции нарративного дизайнера и сценариста.

Например он может решить добавить в игру какие-нибудь текстуры с кровавыми следами, надписями, или добавить какие-нибудь разбитые лампочки для атмосферы и прочее, что в совокупности будет наводить игрока на определённые мысли, что тут что-то случилось, что здесь кто-то был, тем самым передавая сюжет. Всё это в том числе может реализовываться нарративным дизайнером.

Конечно, есть довольно большие игры, например Dead Space, в котором этой работой занимался не один нарративный дизайнер, а целая группа, там были отдельные специалисты, которые занимались саунд-дизайном, интерьерами, текстурами и событиями.

  • Наличие IP (Intellectual property – интеллектуальная собственность). Это ситуация, когда игра сделана по франшизе, например игра во вселенной Warcraft, Mass Effect и т.п.
  • USP (УТП) – уникальное торговое предложение, то чем игра отличается от остальных.
  • ЦА (целевая аудитория) – рынок. Продюсер должен понимать для кого он делает игру. Можно, конечно, сделать крутую игрушку для широкой аудитории, но это будет гиперказуалка, потому что более конкретных продуктов «для всех» сделать нельзя. Вы должны хорошо понять, кто ваш игрок. Опыт подсказывает, что без этого практически нереально сделать успешную игру. Кто ваш игрок? Какого он пола и возраста? В каком он регионе? Во что он играет? Это мужик, который любит поставить банку пива на пузо и сделать пару выстрелов в World of Tanks? Или это девушка, лет 17, которая любит раскрашивать модельки в своей игрушке или играть в сторисы? Это очень большая и сложная тема.
  • Core gamplay. Под core gameplay мы подразумеваем некий базовый игровой цикл – во что игрок всё время играет. Есть механики дополнительные, а есть основные. Подробнее смотрите ниже.
  • Сроки, стоимость разработки.
  • Технические аспекты.
  • Оценка рисков.

Кому предназначен Vision-документ

  • Геймдизайнеру
    Потому что нас будет много, нам важно друг с другом всё согласовывать.
  • Исполнителю
    Все программисты, художники и т.п. Будут работать по нашей документации
  • QA специалисту
    Их задача проверить игру, которую сделали программисты, в которую геймдизайнеры и художники добавили контент, на соответствие документации. Т.е. Насколько результат соответствует тому, что задумывалось.
  • Продюсеру / ПМу
    Проектному менеджеру документация необходима, чтобы следить за сроками выполнения задач, чтобы бить всех плетью и подгонять, или наоборот хвалить всех за досрочно выполненную работу.
    Продюсеру – чтобы фиксировать своё видение игры.
  • Инвестору
    Для того, чтобы заинтересовать его, чтобы он видел во что он будет вкладывать свои деньги, и чтобы он продолжал это делать.

Игровая логика

Что такое геймплей?

Продюсер начинает с того, что он продумывает игровой процесс и этот игровой процесс он видит, как некий набор игровых фичей и механик.

игровая логика

Есть Core Gameplay – это цикл, который лежит в основе всей игры.

Например, в Minecraft этим циклом является бег и сбор ресурсов – всё просто.

Далее на этот цикл накручиваются базовые фичи.

В World of Warcraft основой является исследование мира, более базового ничего нет. На неё добавляются фичи, чтобы сформировать петлю – Core loop: квесты, боевая система, подземелья.

Вообще WoW является очень интересной игрой с точки зрения геймплея, при этом она существует уже более 15 лет и является одной из самых зарабатывающих игр в истории, в ней более 1,5 млрд регистраций, миллионы, если не десятки миллионов активных игроков с активной подпиской, это говорит о многом. За своё развития WoW успел показать игрокам и hardcore, и midcore, и элементы casual – явно есть чему поучиться у её разработчиков.

С помощью дополнительных фич решаются конкретные проблемы: например, рефералки, чтобы приглашали друзей, или фичи, нацеленные на удержание и т.п.

Игровая логика: базовый игровой цикл

игровая логика

Во-первых, вы должны придумать цель.

Для чего вообще игроку во всё это играть?

К примеру, простейшая цель – это сюжет – «Я вам предлагаю пройти интересный, захватывающий сюжет, в котором вы узнаете что-то новое об этом мире». Вполне достойная цель. Можно придумать и другие цели, например, «убить время», или занять первое место в таблице лидеров и многое другое.

Во-вторых, вам нужно дать игроку некое действие.

В hyper-casual действие очень легко придумать: прыгни, прицелься, выстрели – одно какое-то простое действие.

В более сложных играх, конечно, и действия более сложные. Это уже не просто попрыгать где-то там, а совершить очень сложный набор действий, как например боёвка.

В-третьих, за это действие нужно дать игроку поощрение.

Чтобы закрепить понимание, что игрок не просто так сражается, а что в этом есть что-то интересное, полезное.

В-четвёртых, необходим прогресс. Чтобы то, что игрок получил в качестве поощрения, помогало ему в выполнении следующего действия.

Самый простой игровой цикл это когда игрок сразился, получил за это награду, благодаря которой он смог прокачаться, чтобы ещё эффективнее сражаться дальше. Это очень простая идея, но её важно сформулировать и реализовать – тогда даже на таком простом алгоритме можно сделать свою игру.

Как монетизируются игры?

Классическая монетизация free-to-play игр, обычно работает на пути от поощрения к прогрессу, когда игроку не хватает времени, не хватает ресурсов, для того, чтобы достигнуть прогресса и поэтому мы ему говорим «докупи» – это основная игровая логика F2P игр.

Но некоторые игры пошли дальше. Например, Clash Royal добавили монетизацию между действием и поощрением: «не получишь ты свою награду, потому что тебе нужно подождать, пока сундучок откроется», т.е. ты получил сундук, но не можешь его открыть – жди 8 часов, или плати деньги.

А есть действительно классическая монетизация, как в WoW – между прогрессом и действием – просто плати подписку и играй в своё удовольствие.

Вообще, мне нравится система монетизации в WoW, потому что они вроде как «не про донат», но при этом они монетизировали всё что можно:

  • Они используют систему buy-to-play – игру сначала нужно купить.
  • Чтобы полноценно играть, нужны DLC – покупай аддоны.
  • Фишки F2P – покупай во внутриигровом магазине всякие скины и питомцев
  • Наконец, это pay-to-play – плати подписку.

Electronic Arts – это тоже интересная в этом смысле компания – они монетизируют всё что могут. Они смогли выпустить много крутых продуктов, купить многие студии, но к сожалению, есть у них такая особенность, о которой вы все знаете: для того, чтобы вести такой огромный бизнес, как EA или Activision, когда у тебя много студий и тебе нужно разбираться, насколько они эффективны, насколько они хорошо работают, чтобы вся эта система не загнулась – на это требуется очень много времени и, в первую очередь, они смотрят финансовые показатели и сравнивают их с желаемыми или прогнозируемыми им не хватает времени, чтобы погрузиться вглубь, разобраться в чём же проблема в каждой отдельной студии, поэтому студии просто уничтожаются. Иногда это хорошо, а иногда не очень – иногда среди них могут закрываться студии, которые действительно имеют потенциал.

Игровая логика: награды

Для того, чтобы вы добавили в игру новую механику, вы должны придумать цель, или, проще говоря, награду – то что игрок получит за то, что он будет в эту механику играть и как она стыкуется с core gameplay.

игровая логика

Все механики можно поделить на четыре типа наград в зависимости от того, что она нам даёт:

Контент или статус?

Контент, это например шмотка +20 к силе. Статус, это может быть шмотка, с уникальным видом, который все другие игроки будут узнавать, и говорить «ничего себе, это ты в том самом подземелье выбил?»

Индивидуальное или социальное?

Индивидуальное — это награда, которая даёт бонус только мне. Социальное — это награда дающая бонус всем, т.е. клану, гильдии, сообществу, группе и т.д.

Рассмотрим на примерах:

Если у нас есть только core loop, то проблема в том, что очень скоро игровой процесс станет не интересным.

Здесь мы хотим добавлять больше развития, больше контента, что приведёт к увеличению параметров удержания аудитории – игроки получат больше удовольствия и будут играть дольше. Чем больше игроки играют, тем больше они в итоге платят.

Другой вариант, это когда мы к core loop добавляем сценарий. Сценарий это простой пример контентной индивидуальной цели  (КИ). «Я хочу что-то получить, проходя сценарий». При этом получаю только я, т.е. это индивидуальная награда, а контентной она является потому что, это никак не продвигает мой статус – да если я пройду весь сценарий, всю игру, то возможно я где-то похвастаюсь, так-что какая-то доля статусности тут тоже присутствует.

Если мы хотим добавить к core loop и к scenario loop статусную индивидуальную цель (СИ), то проще всего будет добавить PvP. Почему PvP статусное? Потому что это сражение с другими игроками, это рейтинг – показатель того, насколько игрок крутой, собственно поэтому она является и индивидуальной, потому что когда игрок сражается один, то он зарабатывает славу только себе.

Пока что мы видим, что все стрелочки идут из core loop, это значит, что во всех этих системах используется базовая механика, т.е. Цели достигаются через core loop: сценарий проходится с помощью передвижения, боёвки и квестов; PvP это та же самая боёвка. Допустим мы добавим в игру кланы – clan loop – в качестве статусной социальной цели (СС): клановые бои и другие активности. А по сути, там используется та же боёвка, например на клановых аренах, полях сражений или в рейдах и подземельях – всё на основе core loop.

Пример контентной статусной цели (КС), это ваш внешний вид – Appearance. Вы можете добывать в игре супер уникальные шмотки, или, если это стратегия, то какие-то скины зданий или войск и т.п. То благодаря чему вас смогут узнать, увидев вашу уникальность.

Далеко не всегда всё завязано на core loop – бывает и развитие той или иной фичи. К примеру, можно развить PvP (СИ) в Super-PvP (СИ). В World of Warcraft это развитие из обычного полевого PvP в Арены – в таком случае развитие цели идёт не из core loop, а уже из PvP Loop. Потому что для того, чтобы сделать Арену, нужно уже иметь какое-то PvP в игре.

Соответственно и Clan loop (СС) можно развить, допустим, в City loop (КС). Вы можете быть просто в клане, а можете вкладывать в город, что мы можем встретить во всевозможных играх типа Vikings.

Игровые механики

Раз мы сказали, что игровой процесс состоит из механик, то разумно будет посмотреть какие они бывают. Базово мы сказали, что нужно придумать игру. Игра это core loop – базовый игровой процесс, на который уже добавляют дополнительные механики, чтобы было интересно играть. Набор этих механик во многом и определяют жанр. RPG – это где сильная ролевая составляющая, где есть сражения, и различные прокачки. Батлер – это игры, в которых развитие и прокачка ставятся на первое место. Стратегии – это где, например, экономическая составляющая преобладает и т.д.

Весь игровой процесс построен на наборе этих механик, но помимо механик есть контент, который собой воплощает всё множество игровых объектов, с которыми можно взаимодействовать.

Зачастую одной «голой» механики не достаточно – нужно, чтобы эта механика над чем-то оперировала.

Базовые механики

  • Боёвка
    Это всего лишь сравнение неких сущностей.
    Они могут быть разными. Даже в ферме могут сражаться, допустим, женщины 50-ти лет. Как же они сражаются?
    Очень просто. Сравнение у кого рыжее тыква, у кого больше урожай. Сравнение ферм – это по сути тоже сражение, хотя оно и не выглядит, как кровавая битва, зато тоже является соревновательным геймплеем.
    Боёвка это очень разнообразная механика.
  • Экономика
    В широком понимании это любой ресурсообмен. Тут не обязательно игра должна быть экономической или стратегической – можно даже говорить о таком понятии, как экономика боя.
    Рассмотрим опять же на примере World of Warcraft.
    Допустим есть класс персонажа – чернокнижник. Мы начинаем выделять, какими ресурсами этот класс обладает – HP, мана и, допустим, камни душ и угольки, если это чернокнижник категории разрушения.
    Экономика боя – это как он всеми этими ресурсами оперирует с помощью абилок, для того, чтобы достигать своих целей.
    Экономика присутствует практически везде, и это действительно огромная механика, о которой можно очень долго и сложно рассказывать.
  • Прогресс
    Любой вид прогресса: сюжет, навыки персонажа, навыки самого игрока.
    Например, в mach-3 играх присутствует такой интересный элемент, как прокачка самого игрока. Т.е. игроку нужно становиться умнее, научиться прогнозировать ходы, чтобы успешно в будущем проходить уровни. В этом плане, можно сказать, что mach-3 является близкой к CS:GO, потому что и там и там самому игроку нужно качаться, в смысле качать именно себя, а не игрового персонажа.

Боевая система

Любая боевая система состоит из трёх элементов:

  • Система характеристик
    (Сила, Ловкость, Интеллект и т.п. – все параметры, которые мы хотим добавить и которые будут влиять на бой)
  • Математика
    Любая боёвка это очень сложная математика. Что такое математика боя? Это когда мы систему характеристик превращаем в конкретные цифры.
  • Визуальная составляющая
    Бывает визуал боёвки а-ля фермы – когда мы можем сравнить у кого более красивый урожай
    Есть визуал Action и визуал RPG.

Есть три базовые составляющие, которые определяют шансы на успех:

  1. Рандом – случайность
  2. Мощь – прокачка экипировки, навыков и т.д.
  3. Скилл – непосредственно умение игрока всем этим пользоваться.

Системы характеристик

Это как раз то, какие скиллы, навыки есть у персонажа и по какой логике это всё превращается в цифры.

Из известных систем мы можем выделить одну из самых древних систем –  D&D (Dungeon and Dragons, Baldur’s Gate и т.п.), также системы SPECIAL (Fallout), GURPS (Might&Magic, Arcanum of Steamworks and Magick Obscura), Diablo и World of Warcraft.

Игровая логика:

Математика боя

Простейшая боёвка, например в Героях Меча и Магии, где у нас просто есть стеки каких-то юнитов, мы начинаем записывать уравнение зависимости текущего урона игрока, от текущего запаса жизней. Допустим у нас половина юнитов умерло, и урон упал вдвое.

Игровая логика:

А это дифференциальное уравнение 1-го порядка, которое говорит: запас здоровья игрока 1 (h1) падает пропорционально урону игрока 2 (d2) с течением времени (t).

Делать игры на позиции геймдизайнера – это, в том числе, математика. Иногда простая, иногда гораздо сложнее. Понятное дело, что для составления баланса в WoW вы не обойдётесь решением двух-трёх дифференциальных уравнений 1-го порядка.

Поэтому если вы хотите быть геймдизайнером, то думайте о вашем направлении, о вашей специализации. Конечно, людей которые делают математику и баланс меньше в геймдизайне, поэтому они зарабатывают больше, потому что спрос на них есть, но не все математику любят, и не все её достаточно хорошо знают.

На своих занятиях я всегда даю студентам одну из любимейших задач на расчёт боёвки Гул’дана с Нер’зулом и вопрос «кто победит Гул’дан, или его учитель?». И мы, как студенты, должны всю эту боёвку расписать в Excel, или на бумаге, и рассчитать. Получается очень интересно. Я хочу показать, что математика полезна, что она нужна и что делать игры это сложно, но очень интересно.

Экономика

Ресурсооборот в игре

Рассмотрим пример экономики из Clash of Clans.

Иногда её в шутку называют Clash of Clones, потому что клонов этой игры огромное количество.

Игровая логика:

Рассмотрим график времени апгрейда и стоимости апгрейда золотой шахты или добытчика эликсиров (у них цифры одинаковый, отличие только в самом ресурсе).

Если посмотреть на стоимость апгрейда, нижняя зелёная линия, вы увидите, что это экспонента. По оси Х указаны уровни до которых нужно апгрейдить, по оси Y соответственно требуемое время или стоимость апгрейда.

И мы видим, что стоимость идёт по экспоненте, а время апгрейда нет.

Естественно возникает вопрос, почему так?  Почему время апгрейда не идёт по экспоненте? Когда мы посмотрим какие-же цифры кроются за этим, становится ясно, что разработчики Clash of Clans отошли от теоретической модели, в сторону красоты этих цифр. Чтобы требуемое время выглядело просто красиво, они не стали писать, что здание апгрейдится 6 дней 18 часов 34 минуты 10 секунд – они просто написали «время апгрейда здания 6 дней», следующее 7 дней, 8 дней и т.д. Поэтому эти графики расходятся.

Прокачка

Другой пример – Heroes Charge.

Это довольно старенький, классический батлер, в котором можно прокачивать всё – это просто мегажадная игрушка, в которой идеально продумали прокачку: героям можно выдавать шмотки, прокачивать рамочки героев, количество звезд, абилки, уровни – всё что только угодно. Здесь замечательно продумали огромное число возможностей тратить ресурсы и грабить караваны – больше караваны, больше добыча.

Игровая логика:

Придумывать систему прокачки тоже не так уж просто. Геймдизайнеры всегда смотрят на чужие игры, вдохновляются ими и придумывают что-то своё. А в гиперказуалках больше смотрят не на сами игры, а на реальные вещи вокруг нас.

Заключение

Помимо всего того, о чём было сказано выше, важно ещё и знание аналитики.

Вы выпустили игру, а теперь вам нужно как-то понять, нравится ли она игрокам или нет.

10 млн человек не спросишь, поэтому нужны какие-то системы, которые помогут преобразовать «мнение» игроков в цифры.

Посмотрим график функции Retention первого дня.

Игровая логика:

Retention – это удержание. А график показывает нам какое количество людей, из тех, что зашли в игру вчера, вернулись сегодня.

Мы видим, что у самых топовых игр (15% рынка) показатель Retention первого дня составляет примерно 40%, в среднем эта цифра 25%, а у самых слабых игр – 10%.

Таким образом, если четверть ваших игроков после первого захода в игру возвращаются на следующий день, то уже можно сказать, что игра у вас средняя или даже хорошая.

Вопросы анализа рынка и конкурентов требуют отдельной статьи, однако у нас в Вышке часто проходят открытые мероприятия, в том числе посвященные маркетингу – их ведут очень крутые специалисты, такие как Сергей Зыков, наш преподаватель, специалисты из 1С и т.д. Поэтому если есть интерес, то всегда можно зарегистрироваться и прийти-послушать.

На этом лекция Константина Сахнова подходит к концу. Сделаем некоторые выводы:

  • Для того чтобы сделать новую игру продюсер должен её придумать, сформировать её видение.
  • Далее мы детально описываем все механики и документируем их.
  • Геймдизайнеры, как люди, которые способны, посредством математики, расчётов, табличек, контента и прочего, это видение продюсера привести в игру, занимаются документированием и описанием все игры.
  • Мы придумываем для игрока цели и мотивацию.
  • Прописываем каждую механику, придумываем сюжет, создаём контент и, наконец-то, занимаемся аналитикой и плейтестами, чтобы проверить то, что у нас получилось.

Ответы на вопросы слушателей:

  • Чем отличается ААА-проект от инди?
    Обычно говорят, что в основном отличается подходом – подход этот обусловлен количеством ресурсов и людей которые у нас есть. Если инди-разработчик, грубо говоря, рискует только пачкой доширака и своим соседом-студентом из другой комнаты, то ААА-проект рискует финансами огромной корпорации, где всё крайне жестко и серьёзно.
  • Сколько необходимо ресурсов и людей для начинающей игровой студии в СНГ и Европе?
    Это зависит от того, какую игру вы будете делать. Если вы делаете мобильную игру, то это где-то 10-50 человек. Команда из 10 человек уже может что-то сделать. Если это серьёзная мобильная игра, то это 25-50 человек. Для PC-игры то тут уже нужно 50-60 человек. Для консольной игры – ещё чуть больше. Если AAA-проект, то минимум 200 человек и это уже очень дорого. Для гиперказуальной игры достаточно 2-3 человека. Indie-игру для Steam может сделать тоже небольшая команда 4-10 человек. Кстати, если вы ищите людей в команду для разработки Indie-проекта, то вы можете обратиться к Вячеславу Уточкину, он как раз помогает собирать такие небольшие команды. Я сейчас занимаюсь гиперказулками, я их издаю, закупаю трафик – так что если у вас есть гиперказуалка, то приходите ко мне, приносите билд – обсудим, решим.
  • Есть ли в серьёзном геймдеве пример геймдизайнера, который занимается и механиками и нарративным дизайном?
    Например, Кодзима – это продюсер, который занимается очень многим, включая механики и нарратив.
  • Есть ли такие примеры геймдизайнеров в российском геймдеве?
    Да, например геймдизайнеры Kingsmaker: Pathfinder, МОР, да и много ещё других примеров. Российский геймдев крут своими мобильными проектами, потому что мы вовремя в мобильную индустрию попали, а с ПК и консолями дело обстоит хуже, потому что мы банально не успели в 90-ые годы, но мы ещё наверстаем.
  • Расскажите, кто такой проектный менеджер?
    Проектный менеджер, он же ПМ, отличается от product-manager’а (продюсера) главным образом своими ключевыми задачами. Если продюсер он про продукт, что следует из названия, то ПМ – про проект: процессы, команду, людей.
  • Можно ли считать в Батл Роялях экономикой само оружие и его расположение на карте?
    С натяжкой, можно. Экономика Battle Royal – это логика распределения лута на карте, и того как игрок этот лут меняет. Ведь целью игрока является найти как можно более мощное оружие и броню, чтобы повысить свои шансы на победу. Поэтому чем мощнее снаряжение, тем важнее расположить его в таком месте, где за него будет сражаться большее количество игроков. Если вы просто подобрали где-то на окраине карты шмотку, то она скорее всего будет довольно слабая, но если вы пойдёте в домик и откроете там сундук, до которого может добраться кто угодно, то в нём вы найдёте более сильное снаряжение, потому что и желающих его получить будет больше, а значит вам за неё придётся сражаться. И, конечно, делать Battle Royal с точки зрения подобной экономики не просто, но интересно.
  • А есть ли какой-то систематизированный список видов игровых циклов?
    Да, есть несколько статей на эту тему. Причём у нас на сайте Вышки есть большой список статей по геймдеву, заходите, пользуйтесь – там очень много полезных материалов. 
    Есть как раз одна из таких статей, на DTF от Игоря Соловьёва, про создание игровых циклов и механик, там как раз можно почерпнуть эту информацию.

Видео и дополнительная информация

Полное видео того, как эта лекция проходила в Minecraft можно посмотреть на Youtube-канале разработчиков игр:

Все «фото» с мероприятия можно посмотреть в альбоме Группы разработчиков игр ВШБИ НИУ ВШЭ >>

Руководители программы Менеджмент игровых проектов ВШБИ НИУ ВШЭ и студенческий проект HSE Minecraft уже запланировали новое мероприятие, которое пройдет в октябре. Будем ждать анонс в Группе разработчиков игр ВШБИ НИУ ВШЭ!

Если вы нашли опечатку - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter! Для связи с нами вы можете использовать info@apptractor.ru.
Advertisement

Популярное

X

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.