Магазины приложений
Почему App Store необходимы альтернативы
Абстрагируясь от общих рассуждений в стиле «свобода лучше несвободы» давайте попробуем понять, что нам может дать появление альтернативных магазинов приложений на iOS.
В нашем прошлом подкасте мы обсуждали решение американского апелляционного суда, который решил продолжить дело против Apple, касающееся монополии App Store на распространение приложений. Мнения наши тогда разделились – мои коллеги ратовали за то, что появление возможности установки приложений из сторонних источников снизит безопасность платформы, что такая возможность надумана и вообще не нужна. Абстрагируясь от общих рассуждений в стиле «свобода лучше несвободы» давайте попробуем понять, что нам может дать появление альтернативных магазинов приложений на iOS.
Проблема маркетинга
Ни для кого из разработчиков не секрет, что с видимостью приложений и их маркетингом в App Store настоящая беда – в топы пробиться очень сложно и дорого, фичеринг работает для единиц. Проблему может быть и могла бы отчасти решить поисковая реклама, но ее полноценный запуск неизвестно когда случится, к тому же это все равно большие деньги, требуемые на раскрутку.
Что если бы у вас было бы несколько магазинов, несколько топов, другие системы распространения, продвижения и маркетинга? Да, может быть там, изначально, было бы и не так много аудитории, но по мере развития новые магазины представляли бы все более интересные каналы продвижения. Вспомните историю iMessage App Store — есть ощущение, что многие воспринимают его как манну небесную, наконец-то еще хоть один способ показать свое приложение пользователям.
Тематические магазины приложений, локальные магазины в разных странах, магазины для VR, AR, магазины для взрослых, магазины не с 30% платой, а с 10% и сниженными ценами – придумать вариантов можно много, но главное это все новые рынки, на которых могут выстрелить ваши продукты.
Проблема удаления
Бизнес разработчиков зачастую строится всего на нескольких приложениях, и их удаление из App Store может привести к полному параличу. Вспомним Dash, довольно надуманно Apple удаленный из магазина, AppGratis, как раз и предлагавший альтернативный канал продвижения приложений, и бизнес которому разрушили в 2013 году.
Случится ли это с вашим приложением? Никто сказать не может – правила App Store довольно расплывчаты и, по идее, модераторы могут удалить любое приложение. Без возможности опубликовать приложение за пределами App Store разработчики просто в одночасье лишаются основного заработка.
Единичны ли такие случаи? Google по запросу «removed from app store» выдает более 21 миллиона результатов – напоминая про приложения «ВКонтакте», Flappy Bird, Google Voice, Phoneys и других. Может быть, это вполне оправданный шаг со стороны владельца магазина, но точно такие случаи далеко не единичны.
Вспомним также удаление из App Store десятков тысяч устаревших приложений – интересно было бы владельцам устаревших смартфонов и планшетов на iOS иметь свой магазин, пусть даже и со старыми версиями приложений? Риторический вопрос – альтернативные площадки в любом случае могут помочь разработчикам выжить и не лишить пользователей своего ПО.
Проблемы самого App Store
С того момента, как Фил Шиллер взялся за управление магазином, он начал стремительно развиваться и внедрять новые функции. Но запала хватило ненадолго – если в первой половине года было много новостей о нововведениях, то во второй половине они практически иссякли. App Store, кажется, снова закостенел в своем величии.
Новые магазины смогут снова подтолкнуть его – хороший пример тут Google Play, который выкатывает новые функции постоянно уже в течение многих лет. A/B тестирования, самая разнообразная аналитика, функциональные тесты, бета-тесты – не все это заслуга конкуренции с альтернативными сторами, но хороший пример того, каким может быть магазин приложений. Смогут ли другие магазины подтолкнуть App Store к развитию трудно сказать, но их отсутствие точно его разработчиков шевелиться не заставит.
Кто против
Главные аргументы противников свободного распространения приложений на iOS – пиратство и безопасность.
Что касается первого, то мы уже упоминали в подкасте – на Android в начале 2015 было 5% платных загрузок для Monument Valley, на iOS – 40%. Что это значит? Что все равно iOS поражена пиратством и если люди хотят, то они находят пути не платить за приложения и игры. Разница между 40 и 5 процентами, безусловно, велика, но все равно кажется разумной – большинство пользователей своровало игру, просто на Android это сделал очень много людей, а на iOS простое большинство. Появление новых магазинов вряд ли радикально улучшит или ухудшит этот вопрос.
Со вторым тоже можно поспорить. В App Store так или иначе все равно проникают вредоносные приложения – дело самой операционной системы бороться с ними и не давать разгуляться. Защититься от социальной инженерии трудно, но как давно вы слышали о повальных вирусных эпидемиях на Windows? Microsoft долгие годы совершенствовала защиту своей ОС и сейчас просто так ее не объедешь. Дело Apple заниматься безопасностью iOS, а не огораживать свой сад вместе с пользователями.
Будущее нас рассудит ©
Хотя исход будущих судебных процессов предсказать трудно, но скорее всего монополия App Store останется (очевидно, Apple будет биться за него до последнего). Хотя хотелось бы посмотреть на то, как экономика приложений отреагирует на появление других магазинов. Конкуренция, как известно, двигатель прогресса.