Маркетинг и монетизация
Руководство по росту приложений для независимых разработчиков
Магазины приложений переполнены. Но вы можете развивать свой продукт даже с небольшими ресурсами.
2010. Телефоны Android и Apple только начали поступать в развивающиеся страны. На рынке не так много приложений — большие возможности для роста инди-разработчиков.
2020. Телефоны Android и Apple распространены повсеместно. Рынок насыщен приложениями, входной барьер высок, и в каждой нише есть не менее 50 приложений.
Трудно выйти на рынок приложений и развиваться как инди-разработчик. Всем нужны кроссплатформенные приложения, синхронизация, интеграция, и все ожидают, что это будет бесплатно.
Несмотря на рост количества покупок и подписок внутри приложений, это конкурентный рынок, и вам нужно много ресурсов, чтобы конкурировать с другими стартапами и большими корпорациями.
Но быть успешным инди-разработчиком не невозможно. Многие выиграли, и многие до сих пор пытаются добиться успеха. Нет серебряной пули для увеличения количества загрузок приложений, но есть много возможных решений, которые вы можете попробовать бесплатно или с небольшими ресурсами.
Когда я начал работать над Taskito в прошлом году, это казалось невыполнимой задачей. Соревноваться в одной из самых популярных категорий — списки задач и продуктивность — с большими игроками Todoist, TickTick, Microsoft To-Do и сотнями инди-приложений казалось невозможным.
Первые 6 месяцев я ничего не делал для развития приложения. Получив чуть более 1000 загрузок и 12 долларов дохода я был не в восторге. Тем не менее, я собрал хорошие отзывы от Reddit.
Приложение достигло скромного роста — превысив 50,000 загрузок в 2020 году. Это ни в коем случае не является образцом. Но очень немногие инди-приложения, запущенные в 2019 году, преодолели отметку 50 тысяч установок в этой категории.
Я всегда пытаюсь улучшить свои знания и вырастить приложение. В этом путешествии я сделал несколько ошибок и кое-чему научился. Я записал все, но эти пункты можно использовать и в произвольном порядке.
- Подтвердите свою идею (Этап -1)
- MVP (Этап 0)
- Ранние последователи
- Отзывы пользователей
- Рейтинги и обзоры
- Переводы
- Присутствие в сети
- Листинг в магазине, ASO и эксперименты
- Промо-акции
- Реклама
- Инфлюэнсеры
- Вывод
Подтвердите свою идею (Этап -1)
Когда у вас есть идея, не торопитесь. Посмотрите на альтернативы. Составьте список функций, которые вам понравились, функций, которые вас удивили, и вещей, которые можно улучшить. Постарайтесь узнать, что люди говорят о товарах.
Есть еще способы подтвердить вашу идею:
- Создать лендинг — измерьте показатель отказов и подписку по электронной почте.
- Добавить опрос на целевую страницу — разместите сообщение в социальных сетях и получите обратную связь.
К сожалению, я этого не сделал. Я просто создал приложение, потому что хотел что-то для себя. Если бы я проверил правильность идеи, я бы сразу добавил некоторые функции.
MVP (Этап 0)
Минимально жизнеспособный продукт — это версия вашей идеи, которая содержит ровно столько функций, чтобы первые клиенты могли дать вам обратную связь и предложения для будущего развития.
Многие люди игнорируют этот этап, и это может привести к одному из следующих событий.
- Вы потратите много ресурсов на создание полноценного продукта и не обратите внимания на проверку соответствия продукта рынку. Если он потерпит неудачу, то провал будет оглушительным.
- MVP, который не добавляет ценности пользователю. Вы не сможете получить конструктивные отзывы.
Я сделал MVP и представил его в /r/androidapps. В нем была всего одна функция, но был некоторый потенциал, и людям понравился свежий взгляд, что принесло мне некоторые отзывы. Я сожалею, что проигнорировал некоторые из них, поскольку я не был готов реализовать эти функции.
Ранние последователи
У вас есть MVP. Вы получили подтверждение и обратную связь. Это только начало пути.
Вы можете найти первых последователей в социальных сетях. Найдите группы энтузиастов приложений, которые относятся к вашей нише/категории. Продвигайте свое приложение и подчеркивайте, что вам нужна обратная связь. Главное, не спамьте.
Постарайтесь свести к минимуму трудности при онбординге, чтобы привлечь как можно больше первых последователей.
- Опциональная регистрация. Многие люди отказываются, если им приходится зарегистрироваться.
- Без подписки. Это MVP.
- Без рекламы. Реклама не приносит доход в маленьком масштабе. Сохраните UX целостным.
- Не запрашивайте никаких разрешений без крайней необходимости.
Отвечайте на все отзывы. Некоторые люди оставляют общий отзыв — «Хорошее приложение». Спросите дополнительную информацию.
Хотя люди уже установили ваше MVP-приложение, регулярно обновляйте его, чтобы поддерживать их заинтересованность.
Отзывы пользователей
Получение итеративной обратной связи необходимо для развития продукта. Как инди-разработчиков, у нас нет ресурсов для проведения подробных опросов и исследований пользователей.
Некоторые люди напишут вам или оставят отзыв, если им не понравится приложение. Очень немногие на самом деле дадут действенный отзыв. «Приложение сбивает с толку» — тоже отзыв, но из него невозможно сделать действенных выводов. Это анекдотично и неконкретно.
Напишите ответ, чтобы получить более подробную информацию. Задавайте вопросы, чтобы получить конкретные ответы. Если возможно, назначьте созваон, чтобы узнать подробности.
Стимулируйте обратную связь
Меньшее принятие ведет к меньшей обратной связи. Как привлечь больше людей к обратной связи?
Один из способов их заинтересовать — дать промокоды для вашего приложения.
- На странице с ценами/платежами разместите баннер, в котором будет указано, что вы предоставите промокод для покупок в приложении в обмен на содержательные отзывы.
- Размещайте рекламные посты в социальных сетях — Промокоды в обмен на отзывы.
* Основные функции должны быть доступны без оплаты (например, бесплатная пробная версия).
Вы получите массу отзывов. Некоторые из них будут общими, и вы можете проигнорировать их или ответить, чтобы уточнить детали. Вы также получите много лести только потому, что людям нужны коды. Но будут и реально полезные отзывы.
Если у вас нет покупок в приложении, может быть сложно стимулировать пользователей. Попробуйте удалить рекламу или наградить их некоторыми баллами, которые они могут использовать.
Сохраняйте своих ранних последователей
У вас есть первоначальный отклик. Если вы не хотите, чтобы колодец высыхал, вам нужно продолжать взаимодействовать со своими ранними последователями. Создайте сообщество — это может быть сабреддит, Discord, Telegram или другая платформа.
Я создал сабреддит. Взаимодействий было ниже моих ожиданий. Я создал группу в Telegram для бета-тестеров и получаю оттуда много отзывов.
Рейтинги и отзывы
Социальное доказательство — это метод психологии, который многие продукты успешно используют, чтобы заставить людей выполнять определенные действия. Например, в приложениях электронной коммерции мы видим такие сообщения, как «X человек купили этот товар сегодня». Этот метод заставляет людей изменять свое поведение на основе опыта других.
Мы должны использовать этот метод, чтобы получать больше отзывов о приложении. В магазине уже представлены 3 социальных доказательства.
- Общее количество установок
- Средний рейтинг
- Общее количество отзывов
На старте невозможно увеличить количество загрузок. Но надо постараться, чтобы рейтинг был выше, чем у конкурентов. Как показывает практика, ваше приложение должно иметь рейтинг выше 4.6/5.
Получать обзоры и рейтинги приложений непросто. Люди, которым понравился ваш продукт, вряд ли станут оставлять отзывы. Но когда кому-то не понравится ваш продукт, они позаботятся о том, чтобы все об этом узнали. Система смещена в сторону плохих оценок. Задача состоит в том, чтобы ваши довольные клиенты оценили приложение.
Как получить больше отзывов о приложении
- Попросите друзей и родственников оценить приложение.
- Предложите пользователям поставить оценку в магазине приложений. Не спамьте и не прерывайте поток. Не просите рейтинг в первые несколько дней. Пусть ваши клиенты будут счастливы.
- Когда вы размещаете рекламный пост в социальных сетях, отвечайте на каждый комментарий и просите поддержать приложение, оставив отзыв.
- Если вам напишут — попросите оставить отзыв. Добавьте это в свою подпись в почте.
- Сделайте так, чтобы людям было легче оставлять отзывы. Размещайте ссылки везде.
- Когда вы предоставляете промокод, попросите оставить отзыв.
Растите вашу оценку и отзывы. Установите контрольные точки для достижения 100, 500, 1000 отзывов и работайте над этим.
Переводы
Имея только один язык, вы делаете приложение недоступным для людей из других стран/культур.
После того, как вы перевалили за 10 000 загрузок, попробуйте расшириться на другие языки. Найдите языки, которые принесут вам наибольшее количество пользователей (и конверсий). Английский, испанский, русский, немецкий и португальский — одни из лучших вариантов. Это также зависит от вашего целевого рынка и ниши.
Машинные переводы не идеальны, но это только начало. Если вы планируете поддерживать больше языков, вы можете получить помощь от своих первых пользователей или других людей.
Краудсорсинг
Возможно, вы не захотите тратить свои небольшие ресурсы на платную услугу или копировать все вручную из машинного перевода. Попросите помощи. Что касается Taskito, у меня есть предложения от многих людей помочь перевести приложение на их родные языки. И мало кто делает это регулярно.
Я поместил ссылку в приложение и на главную страницу, прося людей помочь с переводами.
Taskito теперь доступен на более чем 10 языках, и я управляю всем с помощью только Google Таблиц и скрипта Python для парсинга tsv и преобразования в xml. После того, как добровольцы перестанут вносить свой вклад, потребуются небольшие усилия, чтобы поддерживать перевод самостоятельно. У вас будет больше волонтеров.
Присутствие в сети
Многие инди-разработчики могут остановиться на размещении в магазине приложений и создании лендинга. Широкое присутствие в Интернете необходимо для улучшения SEO и создания сообщества. Блог — отличный способ рассказать о своем продукте, сравнить себя с другими продуктами и получить длинный хвост ключевых слов.
Создайте сообщество для своих пользователей. Заставьте друзей подписаться на ваш продукт и иногда публиковать сообщения. Проведите рекламную кампанию, чтобы получить подписчиков. Публикуйте обновления о том, какие новые функции вы создаете. Сделайте некоторую поддержку клиентов.
Листинг в магазине, ASO и эксперименты
Размещение в магазине — самая важная часть для органического роста на начальных этапах. Это то, что существенно помогает увеличить количество загрузок приложений. Оптимизированная страница может направить ваше приложение на правильный путь. Вам нужно сосредоточиться на двух частях.
- Позиции в поиске
- Коэффициент конверсии
Позиции в поиске
Ключевые слова влияют на повышение поискового рейтинга. Это название, небольшое описание, большое описание, имя разработчика, тексты в обзорах, обратные ссылки. Используйте правильные ключевые слова, основанные на вашей целевой аудитории.
App Store Optimization может быть очень расстраивающей. Изменения не происходят немедленно. Вы найдете множество статей, чтобы повысить свой рейтинг ASO, найти правильные ключевые слова, сравнить с другими приложениями и т.д. Вы можете попробовать их и посмотреть, поможет ли это вам. Я сдался через 2 месяца. Однако это оказалось переломным моментом.
Google постоянно меняет свой алгоритм поиска, и это может повлиять на ваш рейтинг в поиске. Это непрерывный процесс, так как другие приложения также продолжают повышать свой рейтинг.
Количество загрузок, оценки и средний балл также влияют на ваш рейтинг. Так что продолжайте работать над этим.
Коэффициент конверсии
После того, как пользователь попал на страницу вашего приложения в магазине, нужно еще, чтобы он нажал кнопку установки. Иконка, название, небольшое описание, скриншоты будут стимулировать ваши конверсии. Полное описание никто не читает — о только для ключевых слов. Видео помогает с конверсией, но я его еще не сделал.
Общее количество загрузок, высокий рейтинг и количество оценок помогают увеличить коэффициент конверсии.
Проявите творческий подход со своими скриншотами. Также можно поставить макеты, если они лучше работают. Рекомендация Google Play — ставить только скриншот (без рамок, без фона и т.д.). Не делай этого. Даже Google не следит за этим. Просмотрите скриншоты своих коллег и повторите их, если вы не получаете правильных результатов.
Эксперименты
Проведение A/B-эксперимента, чтобы увидеть, какие скриншоты/иконки работают лучше — отличный способ повысить коэффициент конверсии. Такой эксперимент также требует большого количества посетителей, чтобы представить убедительный результат.
Вы можете проверить свою продолжительность здесь — VWO или unbounce.
A/B-тестирование ваших скриншотов/логотипа займет много времени. Вы не сможете использовать более новую версию, если увидите, что она работает лучше в течение нескольких дней. Вы должны подождать до установленной продолжительности, чтобы снизить вероятность ложных срабатываний.
Акции (коды)
Промоакции — отличный способ повысить ваши установки, рейтинги и видимость в Сети. Если ваш продукт не умеет “в рекламные акции”, вы можете использовать промокоды Play Store/App Store.
- Предоставляйте промокоды влиятельным лицам/блогерам. Это лучший способ заставить их использовать ваш продукт бесплатно. Они могут поговорить об этом со своими последователями, если им это нравится.
- Запускайте промо-кампании в социальных сетях, чтобы привлечь больше подписчиков/ранних последователей.
- Давайте коды за отзывы пользователей.
Реклама
В современном цифровом мире реклама стала дешевой и доступной. Каждый использует рекламу для продвижения своей продукции. Для размещения рекламы не обязательно иметь большой маркетинговый бюджет. Вы всегда можете начать с малого.
Если вы новичок в этом (как и я), это может привести к провалу кампании. Я пробовал рекламу в Facebook, Instagram и Google. У меня мало знаний о таргетинге на ключевые слова, процессе торгов и т.д. Я пробовал. Несколько рекламных кампаний в Google со сверхнизкой ставкой CPI принесли мне сотни установок (но не платящих клиентов).
Инфлюэнсеры
У маркетинга влияния есть большой потенциал для продвижения вашего продукта. Я не пробовал, но известный испанский ютубер снял видео о Taskito. Это напрямую привело к 3К загрузкам за 3 дня, и многие из пришедших пользователей стали платными клиентами. Это имеет долгосрочное влияние — после видео вышло и несколько статей в испанских блогах.
Вывод
Выше некоторые из вещей, с которыми я пытался вырастить Taskito. ASO и реклама не сработали должным образом. Это непрерывный процесс. Некоторые из них могут не работать с вашим продуктом. Есть много вещей, которые я еще не пробовал, а о некоторых даже не знаю.
Поэтому пробуйте, учитесь, повторяйте и развивайтесь!
TL; DR
Магазины приложений переполнены. Но вы можете развивать свой продукт даже с небольшими ресурсами.